+7 (495) 795-99-12
многоканальный

28 лет
на рынке распространения печатной продукции

Эффект плацебо для прессы

Редакция НСМИ выяснила у экспертов. какие проблемы теперь стоят перед прессой и как их решить, какие печатные издания на рынке сейчас являются самыми востребованными читательской аудиторией. какие имеют наибольший потенциал при текущих обстоятельствах, о каких нельзя сказать, что они "выживают", и какие области в будущем будут развиваться.
Эффект плацебо для прессы.
Затянувшийся кризис не может не сказаться на читательских предпочтениях. Денег у людей, к сожалению, становится меньше, и тратят они их неохотнее. Многие издатели в этих условиях теряют читателя, но практически все лидеры в тематических нишах сохранились. Традиционно высокий спрос на женские и развлекательные издания.
При этом есть повод для оптимизма  - пресса как медиа-носитель не перестает быть важнейшим каналом коммуникации с активной и обеспеченной аудиторией.   Незначительно, но растет спрос на издания в некоторых тематических нишах. Это в основном те издания, которые освещают темы самозанятости и DIY  - издания о стройке, ремонте, домоводстве, кулинарии, ведении приусадебного хозяйства, а также недорогие издания, связанные со здоровым образом жизни. Также большим вниманием  читателей сейчас пользуются деловые и общественно политические издания.
Основной вызов, с которым сейчас  сталкиваются издатели – это адаптация к резко изменившимся в худшую сторону экономическим реалиям. С одной стороны - резкое падение рекламных доходов, в среднем по рынку за два последних года  рекламные поступления сократились наполовину. Но этот фактор не так уж однозначен, если мы будем рассматривать издания разных нишевых групп. Например, люксовый  сегмент  лишь незначительно потерял в рекламе, но есть издания, где падение составило до 90%. Почувствуй, что называется, разницу.
Другая проблема, с которой столкнулись издатели (справедливости ради отметим, не одни они) - значительный рост себестоимости. Из-за падения курса рубля, затраты на производство - лицензии, печать (а многие печатаются в зарубежных типографиях) и пр. увеличились в 2 – 2,5 раза в пересчете на экз. При этом, как мы отмечали выше,  продолжается падение читательского спроса на печатную периодику, что в комплексе с проблемами рынка распространения приводит к сокращению тиражей, росту  возвратов, увеличению оборачиваемости и пр.
К сожалению далеко не у всех издателей также получается эффективно монетизировать свои цифровые и мобильные продукты.
В результате многие издатели столкнулись с операционными убытками. Некоторые издания и издательства закрылись.
Есть ли возможность у издателей противостоять такому комплексу угроз? На мой взгляд - да. Главные усилия целесообразно сконцентрировать на поиске новых источников доходов. Хороший результат приносит освоение смежных видов деятельности с учетом  аудитории изданий (мастер-классы, конференции, выставки, различные партнерские программы и т.д.). Нужно использовать успешный опыт коллег по цеху: активно развивать другие платформы, позволяющие донести контент до различных аудиторий потребителей в  условиях растущей диджитализации.  Активно заниматься кросс-медийным планированием учитывающим пересечение аудиторий. Как ни странно, но именно сейчас необходимо думать о запуске и запускать новые издания, приложения и спецвыпуски к существующим изданиям. В кризис барьеры входа снижены и есть возможность быстрее и дешевле занять существенную долю на рынке.
Вне всякого сомнения, не будут обделены вниманием  и в дальнейшем издания-лидеры в тематических нишах. Конечно, для удержания аудитории им будет необходимо продолжать поддерживать высокий уровень качества контента, следить за изменением предпочтений и вовремя их воплощать на своих страницах, подстраиваться под аудиторию. Нужно держать руку на пульсе.
Обязательным является сокращение расходов. Стоит отказываться от многих, не приносящих доход проектов, пересмотреть логистику, а может быть даже и поменять офис, сократить персонал.
Как наиболее предпочтительный вариант экономии стоит рассмотреть аутсорсинг.
Одним из лучших решений для медиарынка является крупнейший независимый национальный дистрибьютор прессы России – ООО МДП МААРТ. В этом году исполняется 23 года как МААРТ вышел на рынок распространения прессы и занял на нем лидирующую позицию.
Мы знаем о распространении прессы всё. Наши специалисты – лучшие на данном рынке услуг, имеют многолетний опыт работы в данном бизнесе. В МААРТ приходят как будущие издатели, которые имеют свой проект только в голове, и тогда мы вместе размышляем над выбором концепции проекта, типографии, модели распространения до конкретных точек распространения издания; так и те, кто хочет сосредоточиться на улучшении контента своего издания и не думать о способах и методах распространения. Мы подумаем за издателя и найдем самые оптимальные и дешевые. Также наши клиенты – это те издатели, которые понимают, что их издание, мягко говоря, не совсем здорово, доходы снижаются катастрофически,  но они не могут разобраться, в чём же дело. Тогда мы выступаем врачами. Проводим аудит, исследуем весь организм в целом, и потом даем заключение: что болит, в чём причина и как будем выздоравливать.
Вообще, наши клиенты–издатели – это наши друзья, их издания – и наши «дети» тоже. Мы искренне переживаем за них и делаем всё, чтобы они росли и развивались. Очень рады, что друзей становится больше, даже в непростой сегодняшней действительности. Главное – не вешать нос, не терять качество продукта и держаться друг друга!
     
Александр Глечиков,
генеральный директор ООО МДП МААРТ
опубликовано в журнале «Новости СМИ» №7(433) март 2016г.